В 2008-м захотелось мне собрать ламповый усилитель. В кружке радио-конструирования в г. Старобельск был обнаружен журнал Радио-хобби номер 5 за 2006 год, со схемой усилителя на с. 48.

Схема одного канала:



Схема блока питания к усилителю:



Подкупали отзывы о усилителе, приведённые в конце статьи.

Анатолий, у меня праздник. Запустил усилитель. Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что настолько. Эмоции переполняют. Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое звучание! А я уже собирался потихоньку от них избавляться. Слушаю усилитель. Работает без всякого намёка на ламповый окрас старой Симфонии. Каких-либо искажений я не услышал. Чувствуется большой запас. Существенно добавилось низких. Улучшилась атака, чёткость. Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым. Увеличилось послезвучание, это когда например, звуки-ноты дольше висят в воздухе. Нет никакого желания паять темброблок. Разница между ультралинейным режимом и триодным существенна. Поначалу кажется, что лучше ультралинейный. Больше напора, драйва, баса. При переключении в триодный режим через несколько минут отмечаешь, что баса достаточно и его нисколько не уменьшилось. А вот слух меньше напрягается, триодный звук более приятный, звучание стало упругим, буквально пружина. Ультралинейный со временем утомляет и просится переключиться на триод. Но он будет хорош для рок-музыки.

Александр Шевченко


Итак, сколько дискуссий разгорелось вокруг схемы, что я решил собрать, сделать выводы для себя. За 2 выходных для собрал с нуля (все имелось, конечно), меньше для ушло на шасси-конструктив, чуть больше дня — на собственно схему и настройку. Выходные трансы от ...
 
Итак, включили, слушали ... Усь завелся сразу, токи подстроил и симметрию выставил за 10 минт. Гмм... Не нашёл в нем ничего особенного... Сначала... Вначале сразу бросился в уши недостаток самого нижнего регистра (я избалован звуком синглэнда 6П45С с выходником на 20 квадратах). Послушал альбом Ultra Zone Стиви Вая, там в нескольких позициях есть такие утробные тошнотворные звуки, на границе слышимости в басовом регистре, так вот мой однотакт их честно отыгрывает, а новенький... То есть, он их играл, но не так, как хотелось бы. Ну да, подумал я, 6 квадратов железа, на скорую руку... Но если честно — днем слушать, во время массы раздражителей и т.д. - не самое удачное занятие. Не плохо, но фанатизма я не испытал. Перенёс прослушивание на вечер, до тех пор оставил его включённым, прогреваться. И вот, вечер наступил... Очень тихо, включил несколько любимых композиций... Потрясающая микродинамика, звук сладкий, нежный, ласкает уши. Середина настолько чиста, как будто кто-то мне уши промыл, а верхушки слышаться по всей квартире, а не в АС — то слева, то справа, то вдруг где-то справа за спиной... Бас конечно не такой, как с автомобильным сабвуфером, но его не мало, он очень приятный, плотный, упругий. Усилитель на 5 со звёздочкой. Убил на нет мою неприязнь к двухтактникам (я втайне надеялся на это, и оно случилось).

Виктор Молнар


Единственное, что заставляло беспокоиться — это детали, а именно выходные трансформаторы, высоковольтные конденсаторы и лампы. Но все было вскоре найдено на кружке, некоторые ёмкости собирались из нескольких, два выходных трансформатора были хоть из разных устройств и отличались по конструкции, но по виткам и железу оказались идентичными. Корпус был использован со старого кинаповкого аппарата, как и у автора статьи.



Приезжая на выходные с учёбы домой в Старобельск я потихоньку начал его собирать.

Сначала были установлены панельки для ламп, расположены конденсаторы, разъёмы, переменные резисторы, кнопки, трансформаторы.



Дальше пошёл в дело паяльник:





Часок прокалки ламп и первое включение.



При включении взорвался один электролитический конденсатор, который был оперативно заменён. Наладка заняла не много времени, выставил токи ламп, симметрию. И первый сигнал на вход.

Звук был отличный, заметно отличался от того, что я слышал прежде, очень чистый, был слышен приятный бас.

И видео:




UPD: 2011.12.22 21.33.18

На прошлой неделе ходил на кружок, включал усилитель, слушал. Работает.